ЭТО ИНТЕРЕСНО! (советы родителям)



«Если ваш ребенок с нарушением зрения»

Дети с нарушенным зрением развиваются по основным законам, но в то же время психическое развитие этих детей имеет свои специфические особенности. У них имеется значительная диспропорциональность в развитии психических функций, намечается отставание и неравномерность в развитии самих психических процессов.

"Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения"

Картотека игр по ориентировке в пространстве для младших дошкольников.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

«Прогулки в парке, какие игры помогут закрепить навыки ориентировки».
Прогулки в парке всей семьей в любое время года это увлекательно, занимательно, познавательно. Ребенок знакомится с явлениями природы, учится по признакам узнавать времена года, а так же упражняется в навыках ориентировки в большом пространстве. Обращая внимания на красоту природы, мы прививаем ребенку любовь к родному краю. Так одна прогулка помогает решить множество задач, как познавательного, так и воспитательного цикла.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ.

Пособие для родителей!Что должен знать ребенок 3 - 4 лет.


Уважаемые родители!
Цель этого пособия – помочь вам взрослым организовать плодотворную совместную деятельность с вашей дочкой или сыном. Играя с ребёнком, вы разовьёте у него зрительное, осязательное, вкусовое, слуховое, обонятельное восприятие и сформируете представления о таких свойствах предметов, как цвет, форма, величина, вкус, запах и другие. Научите его ориентироваться в пространстве, поможете развить зрительно-моторную координацию, необходимую для выработки навыков правильного письма и рисования; разовьёте эмоциональную сферу вашего ребёнка, а также расширите его словарный запас.
Увлекая за собой ребёнка в игровое познание окружающего мира необходимо, прежде всего, помнить, что ваш ребёнок требует особого отношения к созданию для него оптимальных офтальмо-гигиенических условий, которые более подробно расписаны в пособии «Памятка родителям об охране зрения детей».
Перед тем, как приступить к выполнению игровых заданий, внимательно изучите соответствующий раздел. Если возникнут какие – либо затруднения, обратитесь за дополнительной информацией к тифлопедагогу.
Выполнение игровых заданий должно быть основано на совместном творчестве взрослого с ребёнком. Обязательно объясните задание и убедитесь, что ребёнок его правильно понял. Задания не должны утомлять ребёнка и могут длиться не более 15 минут.
Чтобы поддерживать у ребёнка интерес к совместной деятельности с вами используйте просьбу от имени его любимой игрушки.
Хвалите ребёнка за правильное выполнение задания. За старательность, аккуратность, настойчивость, инициативу, смекалку. Ведь многое из того, что взрослым кажется простым и очевидным, требует от него больших усилий!
Учение должно быть радостным! Успехов вам и вашему малышу!
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ.

Особенности детей с нарушениями зрения.
В консультации находится информация о том, как тяжелые нарушения зрения влияют на развитие и поведение ребенка.
Роль зрения в развитии ребенка.

В консультации содержится информация, как помочь ребенку с нарушениями зрения, какие условия ему необходимы для успешного развития, воспитания и обучения.






«Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»
О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно...
В давние времена еще наши прабабушки, воспитывая детей, использовали такие игры как "Ладушки" и "Сорока - сорока кашу варила".
Помните, что играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.

Вот какие игры и упражнения могу порекомендовать Вам для домашних занятий:


ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Готовим ребенка к прохождению ПМПКа.

Хочу привести несколько полезных советов для тех, кто готовится к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии. ПМПК проходят в обязательном порядке все дошкольники, имеющие различные заболевания и отклонения в развитии. Для прохождения это комиссии следует подготовиться заранее, чтобы иметь хорошие показатели для поступления в школу. Тем не менее, следует ответственно отнестись к выбору школы: во многих случаях выбор школы с более интенсивной программой обучения, ведёт к усугублению проблем со здоровьем у ребенка. Поэтому, несмотря на амбиции родителей, школу следует выбирать только с той программой обучения, которая будет посильной для конкретного ребёнка.




  Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве. 



ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВША.
Одной из загадок человеческого мозга является его несимметричность: правое и левое полушария мозга при всем их внешнем сходстве различаются и по строению, и по функциям. Тем не менее, тот факт, что полушария не являются «зеркальными» отражениями друг друга, принят в науке не так давно.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕВШИ
   Николай Лесков - писатель, автор «Левши»
   Владимир Даль - писатель, лексикограф, этнограф
   Лев Толстой – писатель
   Иван Павлов – физиолог
   Сергей Прокофьев - композитор, пианист, дирижер
   Сергей Рахманинов - композитор, пианист, дирижер
   Василий Кандинский - живописец и график
   Гарри Каспаров - шахматист

 


Играем вместе!
  • Устраиваем «пинг-понговый» забег. Шарик от пинг-понга кладём на чайную ложку и носимся по всей квартире. Кто ни разу не уронит шарик?
  • Соревнования канатоходцев. Верёвку укладываем на пол, закрепляем её скотчем, чтобы не сдвигалась, и ходим по «канату», вытянув в стороны руки. Главное — держать равновесие!
  • Забиваем голы: на пол ставим устойчивую коробку, отходим на некоторое расстояние и забрасываем в неё шарики от пинг-понга. За каждое попадание — очко. Результаты записываются, а потом суммируются. 
  • Устали — можно сесть к окну и придумывать истории про проходящих мимо людей. Очень развивает фантазию. 
  • Кладоискатели. Ребёнок выходит из комнаты, а мама прячет несколько игрушек в разных местах. Детям так нравиться выступать в роли кладоискателей, детям любят играть в эту игру. 
  • Коллаж — достаём ворох старых газет и журналов, ищем подходящие картинки, вырезаем и наклеиваем на ватманский лист — так можно целую сказку в картинках изобразить. 
  • Также можно сделать книжку с картинками. Вырезки из журналов наклеиваем на «странички» из альбомных листов. Получается очень забавно! 
  • Меняемся ролями: мама становиться маленькой девочкой, а ребёнок — мамой. Пробуем продержаться так час. Веселье обеспечено! 
  • Надуваем воздушный шарик и пытаемся его «приручить» — кружим, подбрасываем и ловим, удерживаем пальцем, не давая упасть. 
  • Парикмахерская — любимая игра детей. Она больше подходит для девочек с длинными волосами. Приносим заколки, ленты и изобретаем причёски. 
  • Продолжи историю. Мама начинает рассказывать историю, ребёнок должен её продолжить, потом снова вступает мама и т.д. 
  • Нарисуй музыку. Включаем музыку и рисуем фигуры, которые с ней ассоциируются. 
  • Закрываем глаза… и так пытаемся пройти из одной комнаты в другую, ничего не задев. 
  • С помощью покрывал и скатертей превращаем стол в пещеру. Внутри можно сидеть, играть или рассказывать друг другу истории. 
  • Играем с печатями, которые мастерим из половинок картофелины. 
  • В блюдечки наливаем немного пальчиковых красок, и ребёнок с радостью печатает на листе бумаги картинки. 
  • Писать письма бабушкам — увлекательное занятие! Особенно если вкладывать в конверт рисунки, фантики, сухие травы… 
  • Делаем «бусы». Даёте ребёнку длинную верёвочку — и целый час он занят нанизыванием на неё макарон, бусин, шариков… 
  • Можно придумать множество увлекательных игр самим, если подключить не много фантазии и снова стать ребёнком.
Игры с предметами домашнего обихода на развитие мелкой моторики
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, что подготавливает руку к рисованию и письму, оказывает благоприятное воздействие на развитие речи.
Проведение игр, которые предложены вашему вниманию, не требует наличия каких-то специальных игрушек. В них используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа, зубочистки и т.д.
Яркий поднос, мелкая крупа. 
Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Пуговицы разного цвета и размера. 
 Сначала выложите из пуговиц рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. Позднее можно предлагать ребёнку придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бусы, мячики, неваляшку, снеговика, бабочку и т.д.
Круглая щетка для волос. 
 Ребёнок катает щётку между ладонями, приговаривая:
Ø "У моей ёлочки колючие иголочки".
Ø "У сосны и ёлки зимой зелёные иголки".
Ø "Ёлочку колючую срубили топором,
Пушистую зелёную принесли к нам в дом".
Решётка для раковины 
(обычно она состоит из множества клеточек). Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочерёдно то правой, то левой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарк мы пришли.
К каждой клетке подошли.
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
Игры с зубочистками
 «Подъёмный кран». Ребёнок собирает зубочистки (счётные палочки или спички) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
«Колодец». Строим "сруб" из зубочисток, счётных палочек или спичек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Кастрюля, кружка, сухой горох или фасоль
«Четверостишия». Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
«Месим тесто». Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
 "Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
Пробки от пластиковых бутылок. 
 Две пробки кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Игра проводится на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.). Указательный и средний пальцы встают в пробки, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы на лыжах шли – шли
И до дерева дошли.
Дерево мы обошли
И дальше пошли.
Мы на лыжах шли-шли,
До сугроба мы дошли.
Мы сугроб обошли
И дальше пошли…»
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Носовой платок (или полиэтиленовый мешочек). Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Бельевые прищепки
«Котёнок кусается». Проверьте на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой. Поочерёдно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:    "Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
«Солнышко», «Цветочек», «Ёжик»
Даём ребёнку жёлтый круг (красный круг или силуэт ёжика) и предлагаем ему изобразить прищепками лучи у солнышка (лепестки у цветочка, иголки у ёжика).
 весёлых вам игр!


Массаж и самомассаж рук.
«Гладь мои ладошки, еж!».
Поглаживание ладошек массажными  щетками и поглаживание по массажным щеткам ладошками.
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
«Узелки».
Завязываем на верёвке 8-16 узелков и ребёнок их перебирает поочерёдно каждой рукой.
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру.
Самомассаж ладоней.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть!
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Мы как древние индейцы
Добываем огонёк:
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
«Шестигранный карандаш» - прокатывание карандаша между ладонями, между пальцами.

Диагностика мелкой моторики у детей 4-5 лет с нарушениями зрения