В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ.

Игры для развития ориентировки в пространстве.

Предлагаю вашему вниманию игры для развития ориентировки в пространстве.Игры можно использовать в совместной деятельности, на прогулке, на занятии.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.

Пространство в философском смысле обозначает объективную реальность, независимую от нашего сознания и отражающуюся им. Пространство – одна из форм существования материи.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

"Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников"
Дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребенком. Конечно же проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. В некоторых семьях ситуация доходит до абсурда: члены семьи находятся в разных комнатах и общаются друг с другом с помощью гаджетов, вместо того, чтобы подойти и пообщаться. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться?
Результаты печальны...

ДАЛЕЕ...
Рекомендации для воспитателей и педагогов по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями зрения.
1. На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
2. Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

игры и упражнения для повышения остроты зрения

Игра, как средство коррекции развития ребенка - дошкольника с нарушениями зрения на этапе подготовки к школе.
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка с нарушением зрения и имеет большое значение для его психического и физического развития, становления индивидуальности и формирования новых видов деятельности и в частности – учебной.
Если не создавать условий для детей с нарушением зрения, при которых бы они могли правильно понимать и отражать в играх окружающий мир, развитие игры у этих детей может отставать от нормально видящих детей.
Для преодоления отставания необходимо проводить специальные пропедевтические (индивидуальные) занятия по обучению детей игре, в задачу которых входят формирование действий с предметами и игрушками, наблюдение за деятельностью взрослых, тренировочные занятия по принятию на себя роли, проигрыванию отдельных ролевых ситуаций и объединение их в единый сюжет. Специальной задачей в развитии игры детей с нарушением зрения является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры. Для этого необходимо проводить экскурсии и наблюдения, в процессе которых осуществляется слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями окружающей жизни.
Необходимым условием возникновения самостоятельных форм детской игры является педагогическая помощь ребёнку, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов совместной деятельности в процессе активного участия самого педагога в играх с детьми. Игра служит для педагога эффективным средством для преодоления недостатков развития личности ребёнка с нарушением зрения.
Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность предыдущего периода развития: ребёнок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребёнка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и учительницей и даже отказа ходить в школу). В процессе игр у ребёнка формируются все составляющие готовности к школьному обучению: интеллектуальная, эмоциональная и социальная. Интеллектуальная – это умение выделять фигуру на фоне, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и координации. Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т. е. развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
Для того чтобы формировать интеллектуальную зрелость у детей с нарушением зрения, необходимо проводить специальные коррекционно-дидактические игры.
Ребёнку с нарушениями зрения, в отличие от нормально видящего ребёнка, недостаточно лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения) даёт более полное и правильное представление о предметах. Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта, так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Глаз и другие органы чувств воспринимают похожие предметы более ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Это необходимо для успешного обучения ребёнка в школе.

ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ.
Игры на восприятие вкуса.
Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, растирая их на языке, «прислушиваться» к своим ощущениям, показывать свои ощущения мимикой и жестами, описывать, сравнивая с другими продуктами.
«Узнай на вкус», «Что кислое, что сладкое?», «Попробуй и опиши свои ощущения», «Вспомни вкус продуктов и назови его»
Игры на восприятие запаха.
Задачи: познакомить детей с разнообразными запахами, учить называть запахи словами: свежий, приятный, неприятный, ароматный, нежный, тяжёлый, лёгкий, острый, терпкий, кислый, солёный, сладкий, горький, противный. Учить сравнивать запахи разных предметов.

«Угадай по запаху», «Вспомни, как пахнут эти предметы», «Понюхай и расскажи о запахе», «Найди похожие запахи»
Игры на восприятие звука.
Задачи: дать представление о громком и тихом звуке, шёпоте, шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, шуме дождя, грозы, плескании, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных. Закрепить за ними общепринятые названия. Научить слушать разные шумы, эмоционально на них реагировать, прислушиваться, защищаться от громкого и неприятного шума руками, наслаждаться природными шумами.

«Узнай по голосу», «Угадай, что шумело», «Слушаем и называем окружающие нас звуки».
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Задачи: развивать целостное восприятие предметов и явлений в совокупности всех их свойств, развивать анализ и синтез, сравнение, обобщение, как мыслительные операции; учить конструировать предметы из составных частей, узнавать предмет по отдельным элементам, находить похожее и различное в предметах, узнавать и находить предметы на зашумлённом фоне, в наложенных друг на друга контурных изображениях, словесно описывать предметы и узнавать предмет по словесному описанию.
Игры: «Сложи фигуру», «Сложи картинку», «Узнай по части целый предмет», «Сравни и найди отличия», «Чем похожи?», «Найди общее», «Парочки», «Назови, кто спрятался», «Узнай по контуру», «Загадай, мы отгадаем», «Узнай по описанию», «Подбери по форме», «Дорисуй недостающие детали», «Что изменилось?», «Найди на картинке предмет, о котором я расскажу».
Эмоциональная составляющая школьной зрелости предполагает развитие произвольности поведения, внимания, воспитание привычки соблюдать правила, этому помогут следующие игры:
"Сосед, подними руку". Играющие, сидя или стоя, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и говорит: «Сосед». Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять, не меняя положения, а оба его соседа должны поднять одну руку вверх, ту, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку, или вообще не поднял руку, меняется с водящим ролями.
Сокол и лиса». Выбирается сокол и лиса, остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно выполняет разные движения руками. Соколята бегут за соколом и стараются повторять те же движения. В это время по сигналу ведущего появляется лиса. Соколята быстро приседает на корточки, чтобы лиса не заметила их. Лиса ловит соколят. Пойманный соколёнок на время выбывает из игры.
Для формирования социально – адаптивного поведения можно поиграть в игры, которые моделируют конфликтные ситуации, например:
«Школа наоборот». Один ребёнок играет роль учителя, другой – ученика ( лучше, если ученика будет играть педагог, можно с куклой). Учитель даёт задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:
Учитель: - А теперь мы нарисуем солнце…
Ученик: – Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит.
Учитель: – Ну-ка давай вспомним. Оно красное, или жёлтое?
Ученик: - Оно зелёное.
Учитель: - Молодец. Оно круглое, или квадратное?
Ученик: - Продолговатое.
Учитель: - Правильно! Наша Таня (Аня и др.) молодец, вместо солнца – огурец. Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку – двойку! Я похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие дети ходят в школу, если они и так всё знают?
Важно, чтобы ребёнок понимал юмористическое содержание диалога. Можно
проигрывать отказ выполнять задания, любые попытки непослушания на уроке.